Премьера спектакля  «Тургенев. Сегодня!» состоялась  19 февраля 2018 года в театре Маяковского.

Главную роль Тургненева в спектакле исполнил известный российский актер Анатолий Кириллович Руденко.
В спектакле «Тургенев. Сегодня!», созданном Глебом Черепановым, – Иван Сергеевич сам становится героем пьесы, и мы наблюдаем как из мальчика, росшего в глуши под надзором суровой матери, рождается великий писатель, представитель русской литературы в Европе. Видим, как рождается произведение, в чем автор черпает вдохновение. Как люди, окружающие Тургенева, из друзей и знакомых, под талантливым пером автора, обретают самостоятельную жизнь уже на страницах романов и рассказов, становятся участниками вечных конфликтов.

Ниже мы приводим отклик на этот спектакль члена правления Тургеневского общества в Москве Е.Г. ПЕТРАШ


Придется начать со слов Станиславского - «не верю». Этим я хочу сказать, что та заявка на прочтение по-новому, по-современному жизнь и творчество Тургенева, по-моему, мнению, не состоялась. Это печалит! Не хватило времени – спешка, а значит и не прониклись, не начитались или не вчитались в суть произведений И.С. Тургенева: ни сценарист, ни режиссер спектакля. И то, с чего начинается спектакль – опрос молодых людей, знают ли они произведения Тургенева? – стал неким эпиграфом к спектаклю. Оказывается, что и создатели сего действа не очень-то поняли, кто такой господин Тургенев? 
Набрать разных цитат из писем, воспоминаний современников, откликов на его произведения, показать факты из жизни Тургенева и найти биографические намеки в его произведениях – еще не значит создать эпическое полотно жизни и смерти великого русского писателя. Я выше написала, что авторы спектакля не начитались Тургенева, потому что невозможно представить, чтобы Сергей Николаевич Тургенев, отец нашего писателя, дворянин, бывший офицер, так гонялся за женской юбкой и волчком вертелся перед своим сыном, а сын, наблюдая этот фарс, потом признаваться ему в любви. А соотнести эти две мизансцены? Зрители, которые читали только «Муму» наверное, даже не удивились такому поведению С.Н., либо просто не обратили на это внимание. Скорее можно было удивиться реакции сына. А ведь повесть «Первая любовь» - не так проста! Тщательность анализа художественных текстов не повредило бы авторам данного спектакля. Именно изучение текстов помогло бы понять быт, нравы той эпохи, не говоря уж о взаимоотношениях в семье Тургеневых. Ту Варвару Петровну, которую показали в спектакле, даже стало как – то жалко. Она ведь тоже дворянка, образованная была дама, а не бабища с громогласным голосом. Кстати, если внимательно почитать «Муму», то барыня-помещица, всем известная крепостница, описана совсем иначе. Она могла отдавать разные приказы слугам, но, боже упаси, не впадала в mauvais ton! 
Вырванный кусок из рассказа «Хорь и Калиныч» произвел совсем не то впечатление о крестьянах из «Записок охотника», о которых писали те картонно-деревянные критики, представленные в спектакле. И почему В.Г. Белинский так ценил этот рассказ! Можно еще привести несколько сцен, которые мне показались странными. Например, сцены, в которых показана Полину Виардо. Скрежет струны, предваряющий рассказ о знакомстве Тургенева с уже известной европейской певицей, прямо-таки ужаснул. Полина Виардо (можно ее любить или нет) была истинной труженицей: пианистка, певица, педагог вокала, композитор, ее окружали талантливые художники того времени. В ее семье творчество означало неустанно трудиться, и труд был основой их жизни. Он стал необходим и молодому барчукуТургеневу. Именно Куртавнель, поместье супругов Виардо, где жил Тургенев, способствовал рождению великого русского писателя. Ивану Сергеевичу очень не понравился бы образ Полины Виардо, который создали в спектакле. Ничто не могло изменить отношение Тургенева к Полине Виардо. Почитаем письма Тургенева к Полине: на протяжении 40 лет он ей клялся в своей любви-дружбе! Если бы в спектакле ироиронизировали над ним, он бы стерпел, но только не над Виардо. Такой он был - Рыцарь Печального Образа! 
Может быть задумка сценариста и была неплохая: показать жизнь И.С. через творчество, но на сцене это порой смотрелось грубо. Деликатнейший Тургенев никогда не смог бы говорить своей дочери о том, что нет у него с ней духовных скреп! И зачем делать, извините, чучело гороховое из Ольги Александровны. Это было совсем не смешно! Уважать надо вообще людей, а тем более тех, кто окружал Тургенева.
Жаль, что русские о русском писатели и мало знают, и плохо понимают и его творчество и эпоху, в которую он жил, что не скажешь о пьесе Т. Стоппарда «Берег утопий». Англичанин в разы переиграл Марию Виткину и Глеба Черепанова в тонкости понимания, внимательном и дружелюбном отношении почти к тем же русским героям.
Какой же вывод, господа? Повторим слова И. Волгина: «Читайте и перечитывайте классику!»

Источник